logotip.png
state_institution_Pruzhany_district_centre_of_hygiene_and_epidemiology.png

С точки зрения биомеханики стопа выполняет ряд важных функций: опорную, рессорную (амортизационную)/двигательную, балансировочную. Уплощение свода стоп влияет на положение таза и позвоночника, поэтому плоскостопие, как правило, сопровождается развитием различных типов нарушения осанки.

Плоскостопие — деформация стопы, проявляющаяся в снижении ее продольного или поперечного свода. Факторами развития плоскостопия являются избыточный вес, наследственно-конституциональная предрасположенность, слабость мышечно-связочного аппарата стоп, дисбаланс мышц голени, неправильно подобранная обувь и др.

В начальной стадии заболевания дети жалуются на усталость в ногах, повышенную утомляемость после продолжительной ходьбы или статической нагрузки. Затем боль усиливается, появляется деформация стоп, удобную обувь становится подобрать все труднее, сильнее стаптывается внутренняя часть каблука, на которую приходится большая нагрузка, отекают стопы.

Наиболее тяжелым видом плоскостопия является плосковальгусная деформация, при которой опора приходится на внутренний свод и происхо­дит отведение переднего отдела стопы. При плосковагульсной стопе пятка и передний отдел стопы отклоняются кнаружи в виде буквы «X», появляются болевые точки:

-      на подошве, в центре внутреннего продольного свода;

-      на тыльной поверхности стопы;

-      под лодыжками;

-      в мышцах голени вследствие их перегрузки;

-      в коленном и тазобедренном суставах, что связано с нарушением нормальной биомеханики статики и динамики;

-      в области поясницы.

Комплекс мероприятий для профилактики плоскостопия включает:

1.   Гармоничное физическое развитие ребенка с правильно организо­ванным режимом дня.

2.   Предупреждение хронических и острых, часто и длительно проте­кающих заболеваний, которые сопровождаются ослаблением мышц тулови­ща и конечностей, в том числе стоп.

3.   Воспитание навыка биомеханически рациональной ходьбы (пра­вильное распределение площади опоры и центра тяжести).

4.   Правильный подбор обуви: обувь должна обеспечивать теплоизо­ляцию и вентиляцию; обладать эластичностью; быть достаточно прочной и устойчивой; соответствовать длине и ширине стопы, иметь хорошую про­кладку и достаточное пространство для пальцев.

5.   Обеспечение правильного функционирования связочного аппарата стоп: обувь для постоянной носки не должна быть мягкой (валенки, чешки, мягкие сандалии без задника), а также с низким носком; нельзя систематиче­ски носить обувь без каблука, т. к. при этом центр тяжести тела перемещает­ся вперед, основная нагрузка падает на передний отдел стопы, мышцы и связки перенапрягаются; нельзя носить обувь на босую ногу, следует обере­гать стопы от механических воздействий.

6.. Соблюдение гигиены стоп: колготки и носки должны быть гигро­скопичными, соответствовать размеру стопы, изготавливаться из натураль­ных волокон (шерсть, хлопок) либо с их максимальным вложением. Под­стригать ногти на ногах следует по прямой линии, чтобы давление стенок обуви на края овально остриженных ногтей не вело к их врастанию.

7.   Периодическое для улучшения статики ребенка и предотвращения возникновения неправильного фиксированного положения стопы использо­вание ортопедической обуви или супинаторов. Супинаторы применяются только в период длительного пребывания на ногах, во время прогулок, экс­курсий.

8.   Хорошо организованный двигательный режим с обязательной еже­дневной утренней гимнастикой и закаливанием для тренировки мышц и со­судов нижних конечностей в виде контрастных ножных ванн с поперемен­ным погружением на 10 с то в горячую (40-45 °С), то в холодную (20-22 °С) воду в течение 10-15 минут. Летом хождение босиком по песку, мелкому гравию, катание на велосипеде, зимой ходьба на лыжах. Рекомендуются за­нятия плаванием, спортивными играми с мячом.

 

9.    Систематическое выполнение специальных гимнастических упраж­нений для формирования сводов стоп.

С точки зрения биомеханики стопа выполняет ряд важных функций: опорную, рессорную (амортизационную)/двигательную, балансировочную. Уплощение свода стоп влияет на положение таза и позвоночника, поэтому плоскостопие, как правило, сопровождается развитием различных типов нарушения осанки. Плоскостопие — деформация стопы, проявляющаяся в снижении ее продольного или поперечного свода. Факторами развития плоскостопия являются избыточный вес, наследственно-конституциональная предрасположенность, слабость мышечно-связочного аппарата стоп, дисбаланс мышц голени, неправильно подобранная обувь и др.

В начальной стадии заболевания дети жалуются на усталость в ногах, повышенную утомляемость после продолжительной ходьбы или статической нагрузки. Затем боль усиливается, появляется деформация стоп, удобную обувь становится подобрать все труднее, сильнее стаптывается внутренняя часть каблука, на которую приходится большая нагрузка, отекают стопы.

Наиболее тяжелым видом плоскостопия является плосковальгусная деформация, при которой опора приходится на внутренний свод и происхо­дит отведение переднего отдела стопы. При плосковагульсной стопе пятка и передний отдел стопы отклоняются кнаружи в виде буквы «X», появляются болевые точки:

-      на подошве, в центре внутреннего продольного свода;

-      на тыльной поверхности стопы;

-      под лодыжками;

-      в мышцах голени вследствие их перегрузки;

-      в коленном и тазобедренном суставах, что связано с нарушением нормальной биомеханики статики и динамики;

-      в области поясницы.

Комплекс мероприятий для профилактики плоскостопия включает:

1.   Гармоничное физическое развитие ребенка с правильно организо­ванным режимом дня.

2.   Предупреждение хронических и острых, часто и длительно проте­кающих заболеваний, которые сопровождаются ослаблением мышц тулови­ща и конечностей, в том числе стоп.

3.   Воспитание навыка биомеханически рациональной ходьбы (пра­вильное распределение площади опоры и центра тяжести).

4.   Правильный подбор обуви: обувь должна обеспечивать теплоизо­ляцию и вентиляцию; обладать эластичностью; быть достаточно прочной и устойчивой; соответствовать длине и ширине стопы, иметь хорошую про­кладку и достаточное пространство для пальцев.

5.   Обеспечение правильного функционирования связочного аппарата стоп: обувь для постоянной носки не должна быть мягкой (валенки, чешки, мягкие сандалии без задника), а также с низким носком; нельзя систематиче­ски носить обувь без каблука, т. к. при этом центр тяжести тела перемещает­ся вперед, основная нагрузка падает на передний отдел стопы, мышцы и связки перенапрягаются; нельзя носить обувь на босую ногу, следует обере­гать стопы от механических воздействий.

6.. Соблюдение гигиены стоп: колготки и носки должны быть гигро­скопичными, соответствовать размеру стопы, изготавливаться из натураль­ных волокон (шерсть, хлопок) либо с их максимальным вложением. Под­стригать ногти на ногах следует по прямой линии, чтобы давление стенок обуви на края овально остриженных ногтей не вело к их врастанию.

7.   Периодическое для улучшения статики ребенка и предотвращения возникновения неправильного фиксированного положения стопы использо­вание ортопедической обуви или супинаторов. Супинаторы применяются только в период длительного пребывания на ногах, во время прогулок, экс­курсий.

8.   Хорошо организованный двигательный режим с обязательной еже­дневной утренней гимнастикой и закаливанием для тренировки мышц и со­судов нижних конечностей в виде контрастных ножных ванн с поперемен­ным погружением на 10 с то в горячую (40-45 °С), то в холодную (20-22 °С) воду в течение 10-15 минут. Летом хождение босиком по песку, мелкому гравию, катание на велосипеде, зимой ходьба на лыжах. Рекомендуются за­нятия плаванием, спортивными играми с мячом.

9.    Систематическое выполнение специальных гимнастических упраж­нений для формирования сводов стоп.

Примерный комплекс упражнений для профилактики плоскосто­пия следующий:

1. Упражнения в ходьбе:

-      на носках;

-      на наружном своде;

-      на носках в полуприседе;

-      с поворотом стоп пятками наружу, носками внутрь;

-      на носках с высоким подниманием бедер;

-      по ребристой доске;

-      по гимнастической палке вдоль и поперек;

-      по наклонной плоскости на носках.

2.  Упражнения в исходном положении стоя:

-      приподнимание на носках вместе и попеременно;

-      перекат с пятки на носок и обратно;

-      полуприсед и присед на носках;

-      полуприсед и присед, пятки врозь, носки вместе;

-      поднимание пяток без отрыва от пола пальцев ног.

3.  Упражнения в исходном положении сидя:

-      приподнимание пяток вместе и попеременно, ноги параллельно;

-      тыльное сгибание стоп вместе и попеременно;

-      поднимание пятки одной ноги и носка другой;

-      захват пальцами ног мелких предметов и их перекладывание;

-      подгребание пальцами матерчатого коврика;

-      перебрасывание друг другу мячей ногами.

4.  Подвижные игры при плоскостопии (рис.):

а) «сборщик» — собрать пальцами ног каштаны и перенести их с од­ного места на другое (можно использовать любые мелкие предметы);

б) «гусеница» — сидя на гимнастической скамейке, пересечь кон­трольную линию стопами, подтягивая пятку к носку;

в) «художник» — сидя на стуле или гимнастической скамейке, захва­тить между первым и вторым пальцами ног карандаш и нарисовать на листе бумаги картину, затем устроить выставку картин;

г) «барабанщик» — сидя, постукивать пальцами стоп по полу;

д) «эквилибрист» — сидя, прокатывать теннисный мяч вправо-влево и по кругу областью внутреннего продольного свода правой, затем левой стопы;

е) «кораблик» — сидя, перекатывать теннисный мяч между сводами стоп, держа ноги на весу;

ж) «маляр» — сидя, поглаживать областью внутреннего продольного свода одной стопы по голени другой стопы.


а


б


в


г



               
   

ж

 
   

д

 
 

е

 
 
 

Рис. Подвижные игры при плоскостопии: а — «сборщик»; б — «гусеница»; в«художник»;— «барабанщик»; д — «эквилиб­рист»; е — «кораблик»; ж — «маляр»

 

Переключатель версий

Вышестоящая организация

ocgie

Цели устойчивого развития в Беларуси

sdg

конвертор валют

 

Телефоны для обращения граждан

guzo